Применение противопожарных и противодымных штор на объектах транспортной инфраструктуры
Нормирование противопожарной защиты вокзалов, метрополитенов, ТПУ. Основные сложности проектирования пассивной противопожарной защиты объектов транспортной инфраструктуры. Противопожарные, противодымные шторы на объектах транспортной инфраструктуры.
Современные объекты транспортной инфраструктуры (авто-, ж/д-, морские, речные, аэровокзалы, метрополитены, транспортно-пересадочные узлы и др.) – комплексы из зданий, сооружений, связывающих их коммуникаций, путей, распределенные на больших территориях и, зачастую на нескольких уровнях. №123-ФЗ относит вокзалы по функциональной пожарной опасности к категории Ф3.3, но de facto любой комплекс транспортной инфраструктуры имеет здания, помещения, зоны производственного, складского назначения, организаций торговли, общественного питания, амбулаторий, пожарных депо и т.д., что делает комплексы многофункциональными и усложняет нормирование противопожарной защиты.
В целом требования пожарной безопасности к объектам транспортной инфраструктуры определяют в разделе XI действующие с 01.01.2021 новые Правила противопожарного режима РФ, №123-ФЗ, Технический регламент ТР ТС 003/2011. Более детально нормирование выполняется в СП 2.13130.2020, СП 112.13330.2011, СП 477.1325800.2020 (для многоуровневых объектов), СП 7.13130.2013 и СП 12.13130.2009 (по определению категорий зданий, помещений), на базе которых лицензированная на этот вид деятельности организация разрабатывает проект или СТУ – специальные техусловия (в случае, оговоренном в п.2 ст. 78 №123-ФЗ и ст.17 №384-ФЗ).
Основные сложности проектирования пассивной противопожарной защиты объектов транспортной инфраструктуры
Условно можно выделить типичные общие и специфические (характерные для комплекса определенного вида деятельности) проблемы проектирования пассивной противопожарной защиты. К типовым общим относят:
-
рассредоточенность зданий, сооружений, коммуникаций, путей сообщения по большой территории, а в последние пару десятков лет – и по нескольким уровням, включая подземные и многоярусные наземные объекты;
-
высокую концентрацию высокотехнологичного оборудования особой и первой категории надежности, что существенно ограничивает использование для противопожарной защиты традиционных водяных завес, установок и т.д.;
-
питание от силовых сетей напряжением 6, 10, 20 кВ с собственными понижающими ТП, КТП в инфраструктуре;
-
значительные пассажирские, транспортные потоки при большом числе обслуживающего персонала;
-
использование для сообщений пассажирских, транспортных конвейеров, эскалаторов, лифтов и пр.;
-
обеспечение деятельности секционированными АСУ с подсистемами и телекоммуникацией по современным протоколам связи.
В то же время:
-
ж/д-, морские, речные вокзалы в большинстве случаев «привязаны» к месту расположения и ограничены по занимаемой площади, а потому по мере расширения собственной инфраструктуры расстраиваются в подземных и наземных уровнях;
-
метрополитены даже сравнительно небольших городов работают на контактных сетях напряжения 825 В, получаемого со стационарных, мобильных тяговых подстанций, имеют собственные депо с ремонтными цехами, станции с эскалаторами, значительные пассажирские потоки с высокой концентрацией людей в пределах станций и преимущественно расположены под землей, что делает вопросы пожарной безопасности, противодымной защиты и дымоудаления критическими;
-
транспортно-пересадочные узлы в мегаполисах и крупных городах России многоуровневые, часто основой комплекса становится многосветное здание в атриуме которого концентрируются киоски, магазины, места островковой торговли и т.д.
Противопожарные и противодымные шторы на объектах транспортной инфраструктуры
Как формализованные в №123-ФЗ противопожарные преграды и, одновременно с этим – заполнения проемов преград, противопожарные шторы с пределом огнестойкости, определенным действующими СП и проектом (СТУ) позволяют решить проблемы:
-
формирования противопожарных разрывов между зданиями, сооружениями (при изготовлении с орошением), выхода на нормы противопожарной защиты мест примыканий галерей объектов к зданиям, галерей эстакад с железнодорожными путями (с пределом EI 30 и EI 45 соответственно по СП 4.13130.2013);
-
разделения пространств на противопожарные отсеки (разрешено СП 2.13130.2020 c пределом огнестойкости EI 45, для многосветных пространств по СП 477.1325800.2020 с пределом не менее EI 60), отсеков на пожарные секции; разделения помещений разных категорий без использования стен, перегородок;
-
обустройства эвакуационных выходов – нормированных и дополнительных – для обеспечения оперативной эвакуации большого числа людей (пассажиров, сотрудников), в том числе с формированием полноценных безопасных зон, что разрешено СП при условии предела огнестойкости противопожарной шторы не менее EI 60;
-
разделения ярусов объектов на пожарные секции с помощью противопожарных штор горизонтального расположения, выделения опасных зон объемно-пространственными решениями;
-
защиты от пожара серверное оборудование, аккумуляторные залы, помещения программно-аппаратных комплексов АСУ, ТП, КТП и т.д.
В свою очередь противодымные шторы дают возможность решить вопросы:
-
разделения больших пространств, в том числе в метрополитенах, ж/д-, аэровокзалах на дымовые зоны;
-
обеспечения беспрепятственной эвакуации людей при блокировании распространения дыма по эвакуационным путям, эскалаторам, конвейерам;
-
разделения действующих и строящихся (ремонтирующихся) тоннелей и станций метро согласно требований Правил противопожарного режима РФ;
-
изоляции от проникновения продуктов горения как отдельных помещений, функциональных зон, так и наземных, подземных уровней, включая пассажирские пути, автостоянки и т.д.